Помните, я писал о конкурсе позитивной фантастики, который мы проводим вместе с Planeta.ru?
Работы все идут и идут! А, насколько, в принципе, фантастично наше светлое завтра?
Мы решили спросить об этом члена жюри конкурса «Момент изменения» писателя и составителя сборников Сергея Чекмаева.
Сергей, ты сам веришь в возможность позитивного развития человечества?
Разумеется, да! Фантасты - не такие мрачные буки, как может показаться, исходя из наших книг.
Мы еще способны мечтать.
При каких условиях эти мечты могут сбыться?
Все давно описано и подсчитано футурологами, осталось лишь реализовать. Большинство наших бед вытекают из двух взаимосвязанных проблем: недостатка продовольствия и ресурсов. Как только появятся дешевые источники энергии в потребном количестве, удастся если не решить сразу, то во многом снизить остроту проблем. И я сейчас говорю не об альтернативном топливе вроде солнца, ветра или приливных волн, а о кардинальном способе слезть с угольно-нефтяной иглы. Например, холодный термояд и иже с ним. Опыт человеческой истории показывает: стоит отступить голоду и пандемиям, прогресс немедленно получает очередной импульс. Расцвет Римской империи, Ренессанс, Первая НТР и т.д. Но тут есть важный нюанс - за технологическим развитием должно следовать и этическое. За Первой НТР пришел Серебряный век поэзии, но "Великая война за окончание всех войн"не позволила ему расцвести.
Если посмотреть не только на литературу, а на фантастику, как развлекательных жанр, становится совсем страшновато: игры, кино, комиксы и т.п. продукция процентов на 90 - это разрушение, это войны, это апокалипсис, или выживание на руинах. Как думаешь, с чем это связано? Просто, легче продавать?
Во-первых, как известно, любые страшилки востребованы в более-менее спокойные времена. В годы
войн, хаоса и нестабильности люди наоборот тянутся к позитивному источнику. Много ли мы навскидку сможем вот так сразу вспомнить значительных произведений апокалиптического толка времен Второй Мировой войны? До и после - да, но во время сражений - практически никогда.
Во-вторых, как это не покажется странным, но разрушать гораздо легче, чем создавать, не только в жизни, но и в творчестве. Описывать всемирные развалины и тотальную гекатомбу куда проще, чем выдумать живой, действующий, непротиворечивый мир. Ведь даже в физике для синтеза нужно большее энергии, чем для распада, да и в логике анализ, то есть разложение на составные части, не требует такого же напряжения ума, как синтез.
Востребована ли сейчас позитивная фантастика в принципе?
Конечно. В современной политической ситуации хочется читать не только ужасы новостных лент, но
и подумать о возможных путях разрешения кризисов. К примеру, я давно предлагаю сделать сборник
позитивных прогнозов о будущем Крыма и Новороссии, но, увы, стороны конфликта слишком погрязли в воинственной риторике. Поэтому я и поддержал проект "Мир за углом" - для фантастики пришло время вспомнить, что когда-то она пела дифирамбы научному прогрессу и тяге к знаниям, "звала молодежь во втузы", а не в подземные противорадиационные убежища.
Твои прогнозы о развитии позитивной фантастики, фантастики освоения и труда, как жанра?
Прогнозы в условиях, когда литература и книгоиздание переживают самый серьезный в истории кризис - вещь неблагодарная. Лучше я просто выскажу свои соображения: обнадеживающие сигналы есть. Марс (да и Луна тоже) соскучился без нашего внимания, поэтому у "производственной" фантастике о буднях космической экспедиции или даже колонистов Красной планеты, как показывает опыт, есть свои читатели и критики. Плюс к тому всегда были и остаются востребованными социологические построения и эксперименты. Да и альтернативную историю не стоит сбрасывать со счетов. Вот только стоит направить ее в иное русло: не в сторону реваншистских фантазий на тему "как бы мы им дали, если б они нас догнали", а пустить энергию многочисленных попаданцев в созидательное русло, показать, как могла бы выглядеть Россия и мир, если бы история в какой-то момент пошла по иному пути.